С недавнего времени мы стали свидетелями того, как паркур и фриран, стремительно набирают обороты по всему миру. Повсеместно открываются новые академии паркура, представляющие собой профессионально оборудованные закрытые тренировочные площадки, со специализированным инвентарем, конструкциями и тренажерами. В некоторых странах паркуром буквально «болеют». В связи с этим стали появляться все новые и новые сообщества трейсеров, которые начинают осваивать паркур в залах, за пределы которых не выходят и по сей день. Эти тренировки похожи на паркур, они выглядят как паркур и все называют их паркуром… Ну так это и есть паркур, правда? Не совсем.
Нет сомнения в том, что такое «заключение» паркура в специально оборудованные места позволило этому искусству привлечь тысячи людей по всему миру, что сделало его доступным для огромного количества трейсеров, которым удобнее заниматься паркуром в «искусственной» среде.
Но по сути, что же такое «академия»? Это не то, что строится из древесины или камня, академия, не какое-то здание, нет. Конечно, это одно из значений этого слова, но в нашем случае мы имеем дело с другим феноменом. Академия – это люди, которые управляют и поддерживают сообщество изнутри, которые передают свои знания и помогают другим научиться этому искусству. Академия – это люди, которые реально способны научить, которые понимают, что паркур – это не просто умение, это целая наука, подчас сложная и трудоемкая. Люди – вот что представляет собой академия, вот что является ценностью и богатством для тех, кто хочет постичь искусство паркура.
Чтобы создать академию, недостаточно просто иметь место или помещение для занятий. Откровенно говоря, помещение здесь вообще не имеет значения. Академия – это, в первую очередь, источник знаний и опыта, то, без чего самые невероятные возможности человеческого тела на земле были бы бесполезными. И зачастую самые лучшие школы паркура находятся и развиваются в дали от каких-то специальных объектов.
Многие годы задолго до того, как начали появляться так называемые академии паркура, их основатели уже тренировали небольшие группы людей в разных городах Франции, например, в Эвре, Лиссе и Сарселе: они делились с другими тем, чему смогли научиться сами, индивидуально подходили к каждому трейсеру и помогали им найти себя в спорте. Их тренировки проходили далеко не в уютной обстановке, у них не было ни помещений, ни специальных сооружений, ни тренажеров, ни матов. Но зато это была настоящая академия знаний, и те счастливчики, которым довелось практиковаться в те времена, увидели паркур таким, каким он должен быть на самом деле.
Да, мы обучаем людей в помещении, по крайней мере, начинали с этого. Надо сказать, что тренировки в залах все же имеют свои плюсы, иначе никто бы этим не занимался. Но здесь главное не перегнуть палку. Мы никогда не арендовали залы в паркур-центрах, поскольку существует тонкая, но очень важная грань между тем, когда трейсер сам выбирает себе среду или когда он подстраивается под нее.
Я могу с уверенностью сказать, что доминирование подобных академий и центров паркура очень пагубно сказывается на нем, ведь это – искажение тех основополагающих идей, на которые с самого начала опиралась эта дисциплина. Идеи возможности развития, адаптации и борьбы, умения решать проблемы, возникающие в результате безжалостного и сложного столкновения с реальной окружающей средой – их просто не возможно реализовать в таких условиях.
Я не говорю что тренировки в помещении это плохо. Отнюдь. Как уже упоминалось выше, именно таким паркур полюбился всему миру и продемонстрировал свои преимущества тем слоям общества, в которых он никогда бы не достиг такого успеха и популярности как сейчас. И школы паркура тому пример. Ведь подобные школы никогда бы не открыли свои двери начинающим трейсерам, если бы у них не было возможности проводить тренировки на специально оборудованных площадках.
Использование таких закрытых залов со специальными конструкциями очень важно для отработки каких-то конкретных навыков и для тренировок с большими группами. Такие тренировки помогают утвердиться в жизни еще неуверенным в себе новичкам, которые, тем не менее, хотят стать частью этого движения и развить свой потенциал. Но такой формат должен лишь дополнять настоящий паркур. И тем, кто берет на себя такую довольно серьезную ответственность как обучение паркуру других, не стоит об этом забывать.
Паркур – это концепция образа жизни и тренировки. Она довольно сложна и неоднозначна по своей сути. Это нечто большее, чем просто комбинация силы и ловкости. Именно в естественной среде лучше всего раскрывается и поддерживается вся сущность паркура, которая теряется в любой, искусственно созданной для этого площадке!
Дело в том, что если мы позволим паркуру сосредотачиваться только внутри спортивных центров – мы тем самым обрекаем его на деградацию и преждевременное исчезновение. И, что еще хуже, этим мы собьем с толку новые поколения трейсеров, которые не получат представления о невероятных возможностях и реальной философии настоящего паркура, а именно, об идее саморазвития и самопознания, бросая вызов огромному миру вокруг нас.
Паркур обладает удивительной силой, меняющей мировоззрение у тех, кого он касается – начиная от отдельных людей и заканчивая целыми сообществами. Ведь каждый из нас рожден с жаждой к приключениям и необузданным желанием двигаться вперед. И значит, вопреки всему, все это всегда должно оставаться в наших сердцах.
В противном случае, твои высокие прыжки, плавные движения и точные приземления потеряют всякий смысл – в них просто не будет никакого паркура.
Автор – Дэн Эдвардс
Фотограф — Rob Gillibrand
Перевод Жанны Федотовой специально для wolfreactor.ru
|