Расхожее заблуждение относительно экстремальных видов спорта – неотъемлемая связь их с травмами и увечьями, вызванными болезненными падениями или столкновениями. Впрочем, это в значительной степени верно, ведь экстремальному спорту все же присуща некая непредсказуемость – множество факторов, которые не поддаются контролю, так же как не поддаются расчетам риски в этих видах спорта.
Смерть или тяжелая травма – да, столь высока бывает цена ошибки или небрежности. Например, в случае одиночного восхождения, единственное неверное движение может стать причиной трагедии. В прыжках с парашютом, невнимательность при проверке парашюта может привести к тому, что парашют не раскроется… Последствия? Стоит ли говорить, что катастрофа в этом случае неизбежна… Точно так же, кратковременная потеря концентрации в бобслее тоже может легко привести к необратимым и не менее фатальным последствиям.
Вообще, в любых экстремальных видах спорта, неизбежно приходится полагаться на правильно подобранное снаряжение и страховочное оборудование. Парашют, альпинистская страховка, стоппер в бобслее – человек полностью зависит от него, и любая неисправность оборудования может подвергнуть его жизнь опасности, независимо от мастерства и навыков.
В паркуре трейсер полагается только на себя самого, на безграничные возможности собственного тела, на свое мастерство и волю. Он взаимодействует непосредственно со средой. К тому же, падения и столкновения в паркуре не несут в себе столь критической опасности, как, например, падения с BMX велосипеда на скорости в 60 миль/час. Препятствия в паркуре – статичны и неподвижны и у трейсера достаточно времени, чтобы сориентироваться относительно их местоположения, а также скоординировать свои движения так, чтобы снизить вероятность падения или слепого столкновения с чем-либо.
Большинство травм среди трейсеров вызвано попытками выполнить движения, выходящие за рамки возможностей и физической подготовки трейсера. Многие новички пытаются изучить движения, просматривая видео в Интернете с участием опытных и профессиональных трейсеров, после чего бездумно копируют их трюки. Это — самая частая причина большинства травм, ведь в отличие от новичков, у профессиональных трейсеров за плечами годы тренировок, большой опыт в паркуре и отточенные, доведенные до совершенства, движения.
Давид Белль, основатель паркура, никогда не получал серьезных травм. Однако, тот, кто посмотрит видео, где Давид бегает по узким выступам и прыгает с большой высоты, а затем попытается повторить его движения, при всем желании и усердии не сможет сделать все это безупречно точно и безопасно. Новички в паркуре должны всегда иметь в виду, что они не готовы еще выполнить большинство сложных и впечатляющих трюков, тех самых, которые произвели на них столь неизгладимое впечатление, когда исполнялись мастерами. Попытка выполнить эти движения без подготовки является опасной глупостью. Например, к трюкам на значительной высоте, в реальных городских условиях, в многоэтажных строениях, на крышах домов следует приступать только после двух-трех лет тренировок.
Тренировки требуют осторожности и изрядного терпения. Прыжки с высоты для отработки приземления и роллов крайне опасны для хрящей и соединяющих тканей в суставах ног. Это также увеличивает риск получения переломов кости и растяжения связок. Многочисленные прыжки без правильного приземления могут привести к постоянной режущей боли в ступнях и лодыжках. Впоследствии это может лишить трейсера возможности продолжать тренировки в течение многих месяцев. Главное правило, оно же – основа философии паркура: «Нельзя прыгать с высоты больше той, на которую можно взобраться».
Вопреки всем предубеждениям, паркур вполне может считаться совершенно безопасным видом экстремального спорта. С тех пор как паркур зародился во Франции, инцидентов с серьезными травмами было очень мало. Да, не стоит забывать, что все надо делать постепенно и не совершать необдуманных движений. Паркур – спорт, требующий массу терпения и большой самоотдачи. Чтобы достичь профессионального уровня, ощутить желанную свободу передвижения, научиться преодолевать любые препятствия, потребуются годы тренировок, огромное желание и выдержка.
Автор — Сэм Уиллис
Фотограф — Уилл Дж. Кэрман (Will J Carman's blog & portfolio)
Перевод Дарьи Хорошко специально для wolfreactor.ru
|